Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google

Установка и эксплуатация маршрутника (БК/МК)

Нива 4x4 / Техника Нивы / Электрика, электроника, инжектор
katzyn
Администратор

Имя: Евгений
Рег.: 26.03.2008
Тем / Сообщений: 157 / 5053
Откуда: Иркутск
Возраст: 39
Авто: Jimny 2013

В этой теме обсуждаются маршрутные компьютеры для машин с распределённым впрыском, среди которых можно выделить четыре поколения:

1. С контроллером Bosch MP7.0 (в инструкции от маршрутника убедиться в наличии поддержки этого контроллера)
2. С контроллерами Bosch 7.9.7 и 7.9.7+ (в инструкции от маршрутника убедиться в наличии поддержки 7.9.7)
3. С контроллером Bosch ME17.9.7 (убедиться в его поддержке или, хотя бы, в поддержке OBD-II Q / ISO 9141)
4. С контроллерами МЕ17.9.7 CAN, Итэлма М74.8 (аналогично ознакомиться с инструкцией и убедиться в поддержке)

Тема для машин с моно (центральным) впрыском: https://www.niva4x4.ru/t/Jes9KLeuQQ-Vabo1v68SZQ/1.
Тема для карбюраторных машин: https://www.niva4x4.ru/t/m-WjxHC2RXaGZH2OtzZSGw/1.

Раздел в FAQ: https://www.niva-faq.msk.ru/tehnika/elektro/m_komp/.
2010 сообщений на предыдущих страницах
katzyn
Администратор

Имя: Евгений
Рег.: 26.03.2008
Тем / Сообщений: 157 / 5053
Откуда: Иркутск
Возраст: 39
Авто: Jimny 2013

У Нивы на OBD-II и этот вывод не задейстован, и протокол этот не поддерживается. В твоей используются только эти выводы:
4 масса
5 сигнальная масса
7 K-линия
11 электробензонасос
16 плюс с АКБ
Отсюда следует, что ты выводы в обратном порядке пронумеровал, когда выяснял задействованные.
blinjack

Рег.: 04.01.2011
Сообщений: 102
Откуда: Орёл
Возраст: 47
Авто: SY Actyon New 2.0 МТ 4х4 Comfort

Как и обещал публикую отчет о результатах тарировки бака на МК Мультитроникс VG1031GPL, вернее сказать, даже не о результатах, а об опыте проведения такого мероприятия. Это сообщение является продолжением моего поста в этой теме вот здесь (http://www.niva4x4.ru/viewtopic.php?t=78&postdays=0&postorder=asc&start=1845) и статьи FAQ вот здесь (http://www.niva-faq.msk.ru/tehnika/elektro/m_komp/vg103.htm).
Надо отметить, что ничего сложного с точки зрения самого процесса в тарировке нет! Все делается в соответствии с инструкцией. Зачем же, спросите Вы, я публикую свой отчет? Не графоман ли я? [:)] Овечу - публикация эта направлена на поддержку тех пользователей, которые решатся на проведение ТАРИРОВКИ, ибо процесс этот долгий и кропотливый. Иногда хотелось опустить руки и пользоваться "баком расчетным", но в итоге я довел дело до конца.
А теперь по существу. Большенство форумчан, как я понял из этой ветки форума пользуются режимом МК "Бак расчетный". Наверное, все МК предоставляют эту возможность. Расчет простой - вводите количество заправленных литров - они плюсуются к тому что есть в баке, постепенно минусется расход, и на экране мы видим оставшееся количество литров в баке. Плюсов у этого способа два, именно благодаря им он снискал такую популярность: относительная простота настройки (достаточно уточнить расход толива поправками - больше ничего не требуется), независимость от неровностей дороги (чистая математика и "самостоятельный НИВОВСКИЙ ДУТ не оказывает на показания никакого влияния). Здесь плюсы заканчиваются и начинаются минусы, не то что бы существенные, но все же: 1. При каждой заправке нужно вводить количество литров, добавленных в бак; 2. В случае утечки или "несанкционированного" отбора топлива компьютер Вам этого не покажет - он по прежнему будет считать, что в баке N - литров (нет N мало, лучше K литров! [:)] ); 3. Вы зависите от честности заправки; 4. Расчетный бак завязан на расход топлива, а при калибровке расхода, обязательно существует погрешность. Эта погрешность при каждой запраке будет систематически добавляться, увеличивая неточность показания, и со временем Вы обнаружите, что "Бак расчетный" далек от реальности.
Теперь о режиме "Бак ТАРИРОВАНЫЙ". Плюсы: не требует никаких дополнительных операций после заправки (заправил, сел и поехал) и вмешатеьства по ходу эксплуатации, связан с ДУТом, поэтому все добаления (из канистры), отбор топлива, утечку - он показывает, не имеет систематической погрешности (т.е. она не накапливается), не зависите от честности заправки. Минусы: требуется тщательная калибровка расхода - в два этапа, требуеся "сложный" процесс тарировки, зависимость от ДУТа - неровности, стоянка под уклоном, неиспавность ДУТа -все это будет в показаниях МК. Вот, пожалуй, два самых существенных минуса.
В чем же сложность проведения Тарировки? Очень долгая процедура. Мне потребовалось два месяца. Итак, что я делал.
Этап 1. Выбор заправки и колонки. Выбрал заправку поближе к дому и колонку, на которых заправлялся в период Тарировки. Кроме того, старался заправляться в одно и то же время - рано утром (что бы избежать неточностей, связанных с изменением удела).
Этап 2. Самый сложный. Вначале, я пытался понять - можно ли заправить Бак "до полного"? Это критически важно для калибровки расхода и трировки бака. Вопрос этот возник, потому, что сколько бы не удалось залить топлива в бак, стрелка всегда показывала 7/8 бака (чуть больше 3/4). И несколько заправок "до полного" я "потратил" на осознание этого факта: "7/8 на приборке - это полный бак".
Этап 3. Грубая калибровка. Проводил в точном соответствии с инструкцией: Заправка до полного -> расход чуть больше заправленного -> Заправка до полного (вот тут важно заправляться на одной колонке!!!) -> Расчет и внесение поправки.
Этап 4. Тонкая калибровка расхода. Заправка до полного -> расход чуть больше заправленного -> Заправка до полного (вот тут опять важно заправляться на одной колонке!!!) -> Внесение заправленного количества, дальше МК сам определяет поправку.
Этап 5. Самый сложный в психологическом плане. Заправка до полного -> Запуск Тарировки бака -> Опустошить бак до остатка в 6 литров и ожидание окончания тарировки.
Этап 5 мне пришлось повторять несколько раз. Из-за неровностей дороги несколько раз тарировка заканчивалась с ошибками и я не знал что делать. Теперь, я могу сказать чего делать нельзя. Нельзя становиться под уклон (парковаться) и нельзя лазить по очень крутогорной местности, нельзя что бы машину "колбасило" на ухабах очень сильно. Если Вы сможете выдержать это [:)] то в конце Вас ждет приз - Тарированный бак! Причем, достаточно точный. Сегодня при завершении тарировки был остаток 6 литров, при заправке я залил 36,3 (35,9 - первая отсечка, 36,3 - вторая). Итого почти ровно 42 литра. С проблемой "ДУТ колбасит" столкнулся - сейчас на неровной дороге показания гуляют в диапазоне 42-44 литра (при полном баке). На ровной дороге и на стоянке показания - 42.
Желаю всем успеха в этом деле! Если кто отважиться - пишите, задавайте вопросы, постараюсь ответить.
LE$HIY

Рег.: 15.03.2011
Сообщений: 12
Откуда: г.Чехов
Возраст: 43
Авто: 21214М 2011г.в. была

blinjack
Сегодня при завершении тарировки был остаток 6 литров, при заправке я залил 36,3 (35,9 - первая отсечка, 36,3 - вторая). Итого почти ровно 42 литра.
Интересно, а какую величину залитого топлива сообщил МК и совпала ли она с показаниями колонки? Я сейчас сам прохожу процедуру тарировки бака и хочу получить точность показаний повыше.
Xak4x4

Рег.: 24.02.2007
Тем / Сообщений: 18 / 826
Откуда: Пермь
Возраст: 37
Авто: 21214-20 2005г.в Bosch 7.9.7 +Гранта 2014г.в

blinjack
Че то как то сложно у тебя и помоему ты перепутал немного... Тарированная калибровка предполпгает (по инструкции к мультитрониксу х11) заливку топлива в бак частями, по 5 литров и одновременный ввод показаний в БК.
Но есть еще линейный способ, когда ты откатываешь количество топлива до минимального, указываешь БК что топлива 7-10 литров, заливаешь под завязку и пишешь ему что в баке 43 литра, после этого промежуточные значения он считает сам.
Никаких несколкьих месяцев...

Вдаль летим красиво, мимо, я и нива...
blinjack

Рег.: 04.01.2011
Сообщений: 102
Откуда: Орёл
Возраст: 47
Авто: SY Actyon New 2.0 МТ 4х4 Comfort

LE$HIY:
Интересно, а какую величину залитого топлива сообщил МК и совпала ли она с показаниями колонки?
К сожалению, я или прозевал это сообщение или МК не сообщил эту величину. Но показания, как видно из моего сообщения, хорошо совпали с теорией. Так же есть эффект от повышения температуры. Приехал утром на работу показания - 42 литра. израсходовал порядка 0,6 литра к тому моменту. Постояла, и в обед - показания, не сходя с места 43 литра. Видимо удел слегка упал от нагрева, вот объем и вырос.
Xak4x4, по порядку
1. незнаю как в х11 но в 1031 тарировка сама происходит расченым путем по предварительно скоррктированному расходу топлива и от "Полного бака". Я все делал в строгом соответствии с инструкцией. Её, кстати можно посмотреть на сайте производителя ссылку я давал.
2. Есть такой способ и в 1031! Называется линейная калибровка по двум точкам. А то что Ты перед этим описал смахивает в 1031 на линейную калибровку по 7-ми точкам, но выполняется чуть иначе, опять же по инструкции к 1031.
3. При Автоматической тарировке, если расход скорректирован правильно, мы получаем ещё более точную картину (как миллимитровка), ибо учитываются все неровности в баке, нелинейность бака.
4. Почему у меня так долго получилось. Во-первых, я несколько заправок просто "потерял" разбираясь с "полным баком", во-вторых, несколько раз у меня тарировка не удавалась - было сообщение "ошибка тарировки", и в третьих - я не много езжу, поэтому долго расходовал полный бак в каждомслучае...
Линейный способ - хороший компромиссный вариант. Если бы не получилось оттарировать более точно - скорее всего и я бы воспользовался линейным, но у меня получилось!
Xak4x4

Рег.: 24.02.2007
Тем / Сообщений: 18 / 826
Откуда: Пермь
Возраст: 37
Авто: 21214-20 2005г.в Bosch 7.9.7 +Гранта 2014г.в

Если доливать 7 раз по 5 литров +6 остатка получается 41 литр. Это у меня описано как ДУТ тарированный, а ДУТ линейный по двум. Помоему мы об одном и том же... [:)]

Вдаль летим красиво, мимо, я и нива...
blinjack

Рег.: 04.01.2011
Сообщений: 102
Откуда: Орёл
Возраст: 47
Авто: SY Actyon New 2.0 МТ 4х4 Comfort

Xak4x4, ну не совсем об одном и том же. У нас МК разные. Функционал немного отличается. Вот, что бы не быть голословным, привожу ссылку на инструкцию для моего VG1031GPL (http://www.multitronics.ru/files/vg1031gpl-pdf.pdf), страница 59-60, пункты 11.1.5 РЕЖИМ ЛИНЕЙНОЙ КАЛИБРОВКИ ДУТ и 11.1.6 РЕЖИМ НЕЛИНЕЙНОЙ ТАРИРОВКИ ДУТ.
В 1031 линейная калибровка может быть по 2 точкам или по 7 точкам, а нелинейная (та что я обозвал Тарировкой) - вообще непрерывная.
RODGER-AL

Рег.: 03.12.2010
Сообщений: 84
Откуда: Липецк
Возраст: 40
Авто: Niva 21214 2003г.

Никто не устанавливал Мультитроникс X150?
Xak4x4

Рег.: 24.02.2007
Тем / Сообщений: 18 / 826
Откуда: Пермь
Возраст: 37
Авто: 21214-20 2005г.в Bosch 7.9.7 +Гранта 2014г.в

RODGER-AL
Мало одновременно выводимых параметров. Расположение на экране неудобное.

Вдаль летим красиво, мимо, я и нива...
blinjack

Рег.: 04.01.2011
Сообщений: 102
Откуда: Орёл
Возраст: 47
Авто: SY Actyon New 2.0 МТ 4х4 Comfort

RODGER-AL:
Никто не устанавливал Мультитроникс X150
Лично я не устанавливал, но думаю, что оценочные высказывания сделать могу. Я почитал инструкцию к Х150, ссылка на инструкцию(http://www.multitronics.ru/files/x140-pdf.pdf), и сравнил с 1031, который ставил себе.
1. Прошивки для Боша17.9.7 и Ителмы М74 есть.
2. Функциональность у них практически одинаковая: Мгновенные, средний параметры, ТО, эконометр, графопстоитель и даже подключение парктроника.
3. Суждение
Xak4x4:
Мало одновременно выводимых параметров. Расположение на экране неудобное.
, думаю, субъективное. В Х150 есть "фирменный" мультитрониксовский МУЛЬТИДИСПЛЕЙ - точно такой же как в 1031 стр.42 инструкции пункт 12.1 МУЛЬТИДИСПЛЕЙ ОТОБРАЖЕНИЯ 12-ТИ ПАРАМЕТРОВ. Для меня это удобный дисплей 99% времени отображается именно он.
4. Х150 специально "заточен" под Самары, начиная от дизайна и установочных размеров, заканчивая подключением. А это значит: во-первых, придется "колхозить" с установкой - либо выламывать дифлекторы воздуходувки и изолировать их, либо как то мостить где то ещё. А во-вторых, подключение. Нет - это конечно не критично. При наличии опыта, думаю, проблем особых не составит. В комплеке есть переходник с проводами, но... мало ли какие "засады" могут ожидать при установке? Для меня - это два существенных недостатка.
5. Как я понял, в отличии от 1031GPL экран не морозостойкий. Мелочь, но неприятно. Климат у нас всеж таки холодный.
6. Собственно цена (привлекательная), во многом, обусловлена именно узконаправленностью девайса на а/м линейки Самара. Но все же, такая экономия - неправильная ИМХО.
Без притензии на истину в последней инстанции. Просто мнение.
КРОКозябр

Рег.: 08.05.2008
Сообщений: 234
Откуда: Печора
Возраст: 55
Авто: Крок 2131, 2008 г.в., 1,7i

blinjack:
МУЛЬТИДИСПЛЕЙ ОТОБРАЖЕНИЯ 12-ТИ ПАРАМЕТРОВ
У меня х140 - то же самое, только с "говорилкой". Пользуюсь стандартным отображением 6 параметров, вполне хватает и цифры крупнее. Если нужно посмотреть другие параметры, то нажать кнопку перехода на другой дисплей - секундное дело.
мало ли какие "засады" могут ожидать при установке?
С подключением никаких засад - 5 проводов подключить несложно.
А вот с расположением... Если передние сопла нужны, то да, нужно поломать голову, куда его прилепить, в противном случае, удаление дефлекторов, "глушение" на них выхода из короба печки и подгонка (чуть-чуть) посадочного места под БК занимает минут 20 от силы.
Как я понял, в отличии от 1031GPL экран не морозостойкий.
в -30 немного "ленивее" меняются показания, что быстро проходит с прогревом салона. Иных проявлений отрицательных температур я не заметил.

Самурай без меча
Подобен самураю с мечом,
Но без меча...
PinkFloyd

Рег.: 15.08.2009
Сообщений: 943
Откуда: Оренбург
Возраст: 45
Авто: Mitsubishi Pajero Sport 2.5 TD, 2006 г.в.

КРОКозябр:
Если нужно посмотреть другие параметры, то нажать кнопку перехода на другой дисплей - секундное дело.
А назад в предыдущий экран вернуть сколькисекундное дело?..

Это все, что останется после меня...
Это все, что возьму я с собой... ;)
КРОКозябр

Рег.: 08.05.2008
Сообщений: 234
Откуда: Печора
Возраст: 55
Авто: Крок 2131, 2008 г.в., 1,7i

PinkFloyd:
А назад в предыдущий экран вернуть сколькисекундное дело?..
столькИ же [:)]

Самурай без меча
Подобен самураю с мечом,
Но без меча...
RODGER-AL

Рег.: 03.12.2010
Сообщений: 84
Откуда: Липецк
Возраст: 40
Авто: Niva 21214 2003г.

Место под него я уже подготовил и проводку тоже прокинул ... хочу именно вместо дефлекторов центральных.
Параметры мне нужны сколько бензина в баке, сколько я проеду км на остатке, темпиратура двигателя и среднийф расход топлива + ошибки расшифровывал и сброс ошибок.. остальное менее важно что будет отображаться ... как поставлю сделаю отчёт
blinjack

Рег.: 04.01.2011
Сообщений: 102
Откуда: Орёл
Возраст: 47
Авто: SY Actyon New 2.0 МТ 4х4 Comfort

RODGER-AL
я бы к списку добавил напряжение в бортсети и предупреждение о превышении.
Нива 4x4 / Техника Нивы / Электрика, электроника, инжектор / Установка и эксплуатация маршрутника (БК/МК)