Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google

Установка и эксплуатация маршрутника (БК/МК)

Нива 4x4 / Техника Нивы / Электрика, электроника, инжектор
katzyn
Администратор

Имя: Евгений
Рег.: 26.03.2008
Тем / Сообщений: 157 / 5053
Откуда: Иркутск
Возраст: 39
Авто: Jimny 2013

В этой теме обсуждаются маршрутные компьютеры для машин с распределённым впрыском, среди которых можно выделить четыре поколения:

1. С контроллером Bosch MP7.0 (в инструкции от маршрутника убедиться в наличии поддержки этого контроллера)
2. С контроллерами Bosch 7.9.7 и 7.9.7+ (в инструкции от маршрутника убедиться в наличии поддержки 7.9.7)
3. С контроллером Bosch ME17.9.7 (убедиться в его поддержке или, хотя бы, в поддержке OBD-II Q / ISO 9141)
4. С контроллерами МЕ17.9.7 CAN, Итэлма М74.8 (аналогично ознакомиться с инструкцией и убедиться в поддержке)

Тема для машин с моно (центральным) впрыском: https://www.niva4x4.ru/t/Jes9KLeuQQ-Vabo1v68SZQ/1.
Тема для карбюраторных машин: https://www.niva4x4.ru/t/m-WjxHC2RXaGZH2OtzZSGw/1.

Раздел в FAQ: https://www.niva-faq.msk.ru/tehnika/elektro/m_komp/.
1470 сообщений на предыдущих страницах
tester12

Рег.: 13.09.2008
Тем / Сообщений: 3 / 597
Откуда: Ивантеевка
Возраст: 42
Авто: была ВАЗ 21214 2008г, сейчас 3151 уаз

PinkFloyd
+1
Не хотел вспупать в палемику но...
katzyn:
Я думаю, надо разделять ситуации, когда автоэлектрик за деньги производит установку БК и ситуации, когда установка производится самостоятельно для себя лично. В первом случае да, можно говорить о том, что надо сразу делать так, чтобы давать гарантию, что всё будет работать нормально.
Всё время сталкиваюсь с обратной ситуацией. Автоэлектрик на колодку, сам на АКБ. Причём люди потом ездят к автоэлектрикам по 4-5 раз. Так как начинают лезть ошибки связаные с недостатком питания контроллера. И это не обязательно 1602, хоть она намного чаще других.

Я считаю необходимым предупредить человека обо всех + и - той или иной установки, а там пусть человек сам решает.

бампера крепки и полный привод
argus44

Рег.: 10.09.2008
Сообщений: 301
Откуда: г. Омск
Возраст: 58
Авто: 21214, 2001 г.

Ну, не знаю, у кого БК вместо напряжения в бортовой сети показывает погоду на луне. У меня "Мультитроникс" Комфорт X115. Никаких отдельных подключений на АКБ нет. Прочитал посты выше, решил проверить у себя. Смотрю по БК и на клеммах АКБ, в разых режимах, на заведенной, на незаведенной, с включением разных потребителей. Показатели один в один, что по БК, что на клеммах АКБ. Только когда включил всё что есть электрического в машине, на ХХ ходу, когда напруга просела до 11, 4 по БК, на АКБ было 11,8.

"Смерть стоит того, чтобы жить! "(В.Цой)
PinkFloyd

Рег.: 15.08.2009
Сообщений: 943
Откуда: Оренбург
Возраст: 45
Авто: Mitsubishi Pajero Sport 2.5 TD, 2006 г.в.

argus44
Вот, слышу голос того, кому интересно... [:)]
Значит не надо тебе переключать, вот и все...
У меня немного другая ситуация была... Я взял себе модельку поновее - Multitronics VG1031GPL... Этот БК комплектуется разъемом для колодки диагностики типа Евро-3 и переходником для подключения "воздушно-сопельным" методом... [:)] У меня же в автомобиле устаревшая колодка типа Евро-2... Т.е. я как-раз подключал с помощью переходника...
Питание, не подумав, повесил на первый попавшийся предохранитель... В результате поимел проблему с индикацией актуального напряжения в бортсети...
Подобно тебе я подключил тестер на АКБ и сравнил его показания и показания БК... И пришел к выводу, что нужно переключить БК по питанию... После этого переключился на какую-то силовую линию (сейчас уже не помню какую именно), и проблема исчезла...
Лично я не видел, чтобы у кого-то были подобные проблемы при подключении по питанию именно к колодке диагностики... Но раз tester12 говорит, что он такое встречал, то я не вижу причин не доверять ему...
Т.е. этот совет не для того, у кого нет проблем, а для того, у кого они есть... Если бы меня кто-нибудь ткнул носом в этот факт до установки БК, я бы был ему благодарен... И мне не пришлось бы переделывать...

Это все, что останется после меня...
Это все, что возьму я с собой... ;)
Gribnik

Рег.: 04.11.2010
Тем / Сообщений: 3 / 614
Откуда: Kostroma
Возраст: 58
Авто: ВАЗ 21214 2008 г.

Добрый вечер,а ты разобрался,как этот БК опредепяет качество топлива . Он у меня около года,а разобраться ,как и что функционирует желание появилось только сейчас. Кстати ошибка 1602 появлялась только при подключении,когда АКБ отсоединял. стер и больше не было.
PinkFloyd

Рег.: 15.08.2009
Сообщений: 943
Откуда: Оренбург
Возраст: 45
Авто: Mitsubishi Pajero Sport 2.5 TD, 2006 г.в.

katzyn
А теперь по поводу ненужности контроля за рабочими параметрами автомобиля в динамике... В частности за напряжением...
Живые примеры за последний месяц...

1. Примерно месяц назад...
Симптомы: по показаниям БК замечаю, что напряжение в бортсети периодически скачкообразно "проваливается" до 12.5В и ниже без видимой причины... Через какое-то время точно так-же снова скачкообразно поднимается до нормальной рабочей величины... БК не выдает звукового предупреждения по причине того, что напряжение не опускается ниже аварийного порогового уровня (у меня он выставлен на отметке в 11.5В)...
На автомобиле установлен регулятор напряжения ТОРН... Его особенностью является такая логика работы контрольной лампы заряда... Соответственно у меня есть еще один полезный индикатор для диагностики работы генератора и связанных с ним цепей в помощь бортовому компьютеру...
Замечаю, что во время провалов напряжения контрольная лампа начинает прерывисто моргать, т.е. РН путем выдачи постоянного напряжения на обмотку возбуждения пытается поднять напряжение в бортсети, но по каким-то причинам не может этого сделать...
Провожу небольшие опыты... Частота оборотов двигателя и, соответственно, генератора, на имеющийся эффект влияния не оказывает... Количество потребителей энергии так-же не меняет ситуации...
Вывод: имеем классическую плавающую неисправность... Предположительно имеет место плохой контакт в цепи питания обмотки возбуждения... Интуитивно начинаю прозвонку этой цепи с держателя дополнительного предохранителя... И сразу же обнаруживаю, что это он глючит... Этот держатель для классического предохранителя мне сразу не понравился, но в магазине другого не было, когда я устанавливал ТОРН...
Поменял эту ненадежную конструкцию на флажковый предохранитель... Неисправность устранена...

2. Примерно неделю назад...
Симптомы: по показаниям БК замечаю, что напряжение в бортсети периодически, чаще всего плавно, начинает опускаться до 12.5 вольт и ниже... Через какое-то время снова поднимается до нормальной рабочей величины... БК не выдает звукового предупреждения по причине того, что напряжение не опускается ниже аварийного порогового уровня... Во время провалов напряжения контрольная лампа начинает прерывисто моргать, т.е. РН путем выдачи постоянного напряжения на обмотку возбуждения пытается поднять напряжение в бортсети, но по каким-то причинам не может этого сделать...
При этом данный эффект чаще всего проявляется на холостых оборотах двигателя и (или) при большом количестве включенных потребителей энергии...
Вывод: имеем классическую плавающую неисправность... Предположительно имеет место плохой контакт в цепи питания обмотки возбуждения... При этом влияние частоты оборотов двигателя на данный эффект указывает на то, что неисправность скорее всего связана со щеточным узлом...
ТОРН устанавливается не в генераторе, а в моторном отсеке... Соответственно на щеточный узел просто идут два провода, через которые легко "прозванивается" эта версия не снимая генератора... Выбираю момент, когда напряжение в очередной раз падает ниже плинтуса и глушу двигатель... Тестер при прозвонке выдает вердикт - разрыв в цепи...
Снимаю генератор... На одной из щеток видимо сломалась пружинка, и она запала... Поэтому контакт между щеткой и контактным кольцом обмотки возбуждения то появлялся, то пропадал...
Заменил щеточный узел, отполировал подгоревшее контактное кольцо... Неисправность устранена...

Обе неисправности были вовремя обнаружены и устранены благодаря двум фактам:
1. В моем распоряжении имеются инструменты для постоянного контроля за состоянием бортсети автомобиля в виде бортового компьютера и контрольной лампы с расширенной логикой работы...
2. Я эти инструменты постоянно контролирую визуально...
Если бы я не следил за их показаниями, то скорее всего обнаружил бы наличие проблемы морозным утром после неудачного пуска двигателя по причине хронической недозарядки аккумулятора... И никакой высокоточный прибор, лежащий в багажнике или гараже, мне бы ничем не помог...
Плавающие неисправности нормально диагностируются только в динамике...


Добавлено спустя 39 минут 46 секунд:

Gribnik
Да... Там в принципе все просто...
Электронный блок управления двигателем (ЭБУ) регулирует количество подаваемого в цилиндры топлива с помощью изменения времени открытия форсунок... Т.е. чем дольше форсунка открыта, тем больше топлива будет подано в цилиндр на такте впуска...
Время, на которое нужно открыть форсунку, ЭБУ рассчитывает, используя показания различных датчиков, в частности датчика кислорода... При этом чем качественнее топливо, тем меньше его нужно подавать в цилиндр... Соответственно и время открытия форсунки будет меньше...
Т.е. время открытия форсунки напрямую зависит от качества топлива... А значит, контролируя этот параметр от заправки к заправке, можно судить о качестве залитого топлива... Бортовой компьютер умеет считывать это время с ЭБУ...
Пользователь задает некоторое эталонное значение... Для этого в бак заливается нормальное топливо с хорошей проверенной заправки... Двигатель прогревается до рабочей температуры... На холостых оборотах двигателя вводится значение эталона... Как это сделать - подробно описано в инструкции...
БК запоминает это значение... После этого на холостых оборотах вместо расхода топлива или времени открытия форсунок (в зависимости от выбора пользователя) БК начинает показывать не фактическую величину этого параметра, а его изменение в процентах относительно введенного при настройке эталонного значения...
Т.е. если после заправки мы видим, что БК на холостых оборотах при прогретом двигателе показывает, к примеру, +20%, значит мы залили в бак не очень хорошее топливо... ЭБУ стал подавать его в цилиндры на 20 процентов больше... Если же величина со знаком минус, значит топливо залито лучше, чем эталонное...

Это все, что останется после меня...
Это все, что возьму я с собой... ;)
asferrum

Рег.: 13.08.2008
Сообщений: 118
Откуда: Тульская обл.
Возраст: 50
Авто: 2121-1981г.и 21214-2002г.

подозреваю, что устанавливается методом втыкивания вместо штатной.
но придется добавить некоторые провода(с К-линии и датчиков некоторых). и если есть "Тропик",то надо будет провод к ЭБУ(или реле вентиляторов) протянуть.

"Нива"-нет предела совершенству!!!!
KINHz

Рег.: 15.11.2010
Сообщений: 355
Откуда: Сибирь, Кемерово
Возраст: 45
Авто: ДЖИП21214,2003

PinkFloyd:
...значит мы залили в бак не очень хорошее топливо...ЭБУ стал подавать его в цилиндры на 20 процентов больше....
А зима - лето не влияет на это?

Multitronics ri500
PinkFloyd

Рег.: 15.08.2009
Сообщений: 943
Откуда: Оренбург
Возраст: 45
Авто: Mitsubishi Pajero Sport 2.5 TD, 2006 г.в.

А какая разница?.. Зимой двигатель прогревается дольше, а работает-то он практически на одних и тех же температурах...

Это все, что останется после меня...
Это все, что возьму я с собой... ;)
Mr.Igor

Рег.: 14.10.2010
Сообщений: 82
Откуда: Москва
Возраст: 67
Авто: Нива Тревел 2021г.

Может кому интересно будет-поставил в Ниву 21214 маршрутный комп штат 6 шеви спикер.Ставил вообще без дополнительного крепежа,просто всунул плотненько в промежность(шутка) между торпедой и кожухом руля.Рядом динамик приклеил.Таращиться на него постоянно вроде не надо,а жуликам с улицы глаза не мозолит и лишних желаний спионерить надеюсь не вызовит.
27112010484.jpg
27112010484.jpg

Mr.igor
Iverson

Рег.: 05.10.2009
Сообщений: 150
Откуда: ХМАО-Югра
Возраст: 41
Авто: ВАЗ 21214 2004г.в.

доброго времени суток, купил сегодня Multitronics Comfort X114 подключил согласно инструкции, все работает кроме одного, не считывает ни одного параметра кроме наружной температуры! перечитал еще раз, необходимо определить наличие "Имобилизатора", как это сделать не разбирая панель? лампочка имобилайзера (ну к которой черный ключик-чип прикладывается что бы завезти) имеется, активирована.
или я что то не то думаю? помогите!!!

Gribnik

Рег.: 04.11.2010
Тем / Сообщений: 3 / 614
Откуда: Kostroma
Возраст: 58
Авто: ВАЗ 21214 2008 г.

Добрый день.Pink Floyd , хочу спросить,а как сделать вот это"Впр\РасхХХ1-99%",именно 1-99,как выставить?
Iverson

Рег.: 05.10.2009
Сообщений: 150
Откуда: ХМАО-Югра
Возраст: 41
Авто: ВАЗ 21214 2004г.в.

приехал с гаража, проверил, "Имобилизатор" стоит, еще раз переправерил подключение, не может считать параметры [:weep]
белый провод подключил в диагностическую колодку в контакт "М" (нижняя правая, если шашечка сверху).... блин, уже и не знаю что делать то. расскажите кто как подключал!!!!

Gribnik

Рег.: 04.11.2010
Тем / Сообщений: 3 / 614
Откуда: Kostroma
Возраст: 58
Авто: ВАЗ 21214 2008 г.

А у тебя разъем от мк подходит к диагностической колодке?
Iverson

Рег.: 05.10.2009
Сообщений: 150
Откуда: ХМАО-Югра
Возраст: 41
Авто: ВАЗ 21214 2004г.в.

Gribnik
расшифруй "МК"
если имеешь ввиду разъем от БК то нет, разбирал по проводкам и втыкал в диагностическую колодку. массу, плюс и К-линию в колодку, плюс еще один на замок зажигания. блин, асе работает, при зажигании включается, при выключении тухнет, переключает все функции вот только не может связаться с "мозгами" [:weep]

Gribnik

Рег.: 04.11.2010
Тем / Сообщений: 3 / 614
Откуда: Kostroma
Возраст: 58
Авто: ВАЗ 21214 2008 г.

МК- маршрутный компьютер. А определение протокола у тебя вручную? Может из за этого?
Нива 4x4 / Техника Нивы / Электрика, электроника, инжектор / Установка и эксплуатация маршрутника (БК/МК)