Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google

Дополнительные вентиляторы охлаждения

Нива 4x4 / Техника Нивы / Электрика, электроника, инжектор
315 сообщений на предыдущих страницах
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

Делал все три.

ЗЫ: На PIC Ссылочку кинь PLS
Три года пользовался электронным выключателем вентилятора радиатора. Моё впечатление о нём весьма нелестное. Работает крайне неустойчиво, сильно зависит от напряжения бортовой сети. Регулировка порога срабатывания также весьма неоднозначно влияет на момент включения вентилятора. Главный бзик подобных устройств в том, что пороговое напряжение на датчике скачет в зависимости от нагрузки на бортовую сеть. При включении вентилятора напряжение падает и это падение достаточно для того, чтобы компаратор или диф. усилитель выключил реле вентилятора. Чтобы избежать ложого выключения нужно уменьшить порог выключения(т.е расширить петлю гистерезиса компаратора), однако в этом случае порог оказывается как правило ниже порога открытия термостата и вентилятор крутит постоянно.
Наконец мой электронный выключатель помер. Некоторое время ездил просто с кнопкой, потом задолбало - поставил датчик от классики в нижний патрубок радиатора. Для установки использовал тройник головки блока от зубилы. Вариант с тройником от "Газели" меня не устроил по причине большего диаметра труб и плюс к тому: некуда врезать в нижний патрубок. Фоты выложу позже(если кому интересно), а сейчас рисунок из каталога 2109 - чтобы понятно было о чём говорю.
Патрубок.JPG
Патрубок.JPG
Деталь в двойной красной рамке.
nick2121

Рег.: 21.02.2006
Тем / Сообщений: 6 / 538
Откуда: Львов, Украина
Возраст: 47
Авто: 2121 1.7к 92г

petrovich:
Работает крайне неустойчиво, сильно зависит от напряжения бортовой сети. Регулировка порога срабатывания также весьма неоднозначно влияет на момент включения вентилятора. Главный бзик подобных устройств в том, что пороговое напряжение на датчике скачет в зависимости от нагрузки на бортовую сеть. При включении вентилятора напряжение падает и это падение достаточно для того, чтобы компаратор или диф. усилитель выключил реле вентилятора. Чтобы избежать ложого выключения нужно уменьшить порог выключения(т.е расширить петлю гистерезиса компаратора), однако в этом случае порог оказывается как правило ниже порога открытия термостата и вентилятор крутит постоянно.
Хмм... а кто сказал что измерять сопротивление термодатчика надо при штатном варианте проводки (т.е. 12В +- фиг знает сколько)? Если делать схему на PIC, можно использовать стабилизированные 5В. Кроме того, фильтровать снимаемые АЦП значения для исключения влияния помех. Думаю, при таком раскладе проблем не будет.
Хотя, это не для всех, ибо я буду делать свой индикатор температуры. Понятно, что штатный индикатор заточен под питание бортовой сети и даже компенсирует отклонения напряжения от номинала.
george

Рег.: 08.02.2006
Тем / Сообщений: 17 / 1852
Откуда: Уфа
Возраст: 49
Авто: ВАЗ 21312 1,8 карб 1998г. сцепление 2123. Renault KAPTUR Style 2016г. МКПП6, 2,0л, 4WD

nick2121
nick2121:
Понятно, что штатный индикатор заточен под питание бортовой сети и даже компенсирует отклонения напряжения от номинала.
Вообще-то в панели приборов стоит стабилизатор напряжение.

Нивовoд называет дорогой то место, где собирается проехать.
nick2121

Рег.: 21.02.2006
Тем / Сообщений: 6 / 538
Откуда: Львов, Украина
Возраст: 47
Авто: 2121 1.7к 92г

george:
nick2121
nick2121:
Понятно, что штатный индикатор заточен под питание бортовой сети и даже компенсирует отклонения напряжения от номинала.
Вообще-то в панели приборов стоит стабилизатор напряжение.
Не во всех [:P] Зачем тогда две обмотки в этих импровизированных милиамперметрах? [:search]
Но это оффтопик...
george

Рег.: 08.02.2006
Тем / Сообщений: 17 / 1852
Откуда: Уфа
Возраст: 49
Авто: ВАЗ 21312 1,8 карб 1998г. сцепление 2123. Renault KAPTUR Style 2016г. МКПП6, 2,0л, 4WD

nick2121
nick2121:
Не во всех
Это я знаю.
Вот только зачем измерять напряжение с датчика. [:P]
Раз в датчике стоит сопротивление нужно его измерить, а на напряжение забить. Для этих целей используется мостовая схема и дифференциальный усилитель. [:P]

Нивовoд называет дорогой то место, где собирается проехать.
nick2121

Рег.: 21.02.2006
Тем / Сообщений: 6 / 538
Откуда: Львов, Украина
Возраст: 47
Авто: 2121 1.7к 92г

george:
Это я знаю.
А зачем тогда писал про стабилизатор? [:;)]
george:
Вот только зачем измерять напряжение с датчика.
Потому что так проще. Понятно, что в идеале нужно запитывать константным током. Но имеющуюся нелинейность можно апроксимировать программно.
george:
Для этих целей используется мостовая схема...
Я могу ошибаться, но кажись при мостовой идёт включение обеих выводов датчика, а у нас он на землю (двигатель) одним выводом. [:?]
george:
...и дифференциальный усилитель.
Возможно, я не являюсь большим спецом по электронике. Немного разбираюсь в цифровой (т.к. пишу firmware для встроенных систем).

[:hello]
george

Рег.: 08.02.2006
Тем / Сообщений: 17 / 1852
Откуда: Уфа
Возраст: 49
Авто: ВАЗ 21312 1,8 карб 1998г. сцепление 2123. Renault KAPTUR Style 2016г. МКПП6, 2,0л, 4WD

nick2121
Заставляешь меня рисовать детские схемы. Вот на рисунке. Надо только в обратную связь резистор добавить, для гистерезиса. Ну и выход доделать.

Нивовoд называет дорогой то место, где собирается проехать.
nick2121

Рег.: 21.02.2006
Тем / Сообщений: 6 / 538
Откуда: Львов, Украина
Возраст: 47
Авто: 2121 1.7к 92г

george
[:oops] [:hello]
Я просто и индикатор температуры цифровой делать буду, потому на PIC.
Тем не менее, факт остаётся фактом: petrovich не совсем прав.
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

nick2121:
Хмм... а кто сказал что измерять сопротивление термодатчика надо при штатном варианте проводки (т.е. 12В +- фиг знает сколько)? Если делать схему на PIC, можно использовать стабилизированные 5В.
Сопротивление можно "измерить" лишь косвеным способом - замерив ток или напряжение на нём. Датчик запитывается через резистор от бортовой сети, которая имеет нестабилизированное напряжение. Можно сколько угодно стабилизировать цепь компаратора или контроллера, однако при плавающем значении измеряемого параметра, получить чёткое срабатываение в заданном диапазоне температур нереально. Выходом может быть только стабилизация напряжения питания терморезистора или стабилизация тока через него. В обоих случаях придётся понизить напряжение цепи резистор-терморезистор хотя бы на 1,5-2В, что приведёт к ощутимому искажению показаний индикатора на приборной панели. Можно конечно забить на показания индикатора, зато схема будет работать правильно.
Однако в любом случае ориентироваться по температуре двигателя не совсем верно. Как уже нелднократно писалось, за ней следит термостат, а вот в радиаторе должна отслеживаться температура радиатора при полностью открытом термостате и понижаться при помощи вентилятора.

Добавлено спустя 10 минут 11 секунд:
george:
Заставляешь меня рисовать детские схемы. Вот на рисунке. Надо только в обратную связь резистор добавить, для гистерезиса. Ну и выход доделать.
Не нужно торопиться с выводами. "Детские схемы" не всегда так просты, как кажется. Посчитай ток, который будет протекать через параллельное соединение индикатора с терморезистором плюс ещё одно такое же сопротивление. Мне видится, что в данном случае показания индикатора будут совсем далеки от истины, т.к. ток через него уменьшится в два раза.
nick2121

Рег.: 21.02.2006
Тем / Сообщений: 6 / 538
Откуда: Львов, Украина
Возраст: 47
Авто: 2121 1.7к 92г

petrovich:
Сопротивление можно "измерить" лишь косвеным способом - замерив ток или напряжение на нём.
+1
petrovich:
Датчик запитывается через резистор от бортовой сети, которая имеет нестабилизированное напряжение.
+1
Вот я и предлагаю запитывать его не от бортовой сети, а от стабилизированного источника 5В, которым питается PIC, и эти 5В будут reference voltage.
В чём глубокий смысл подачи бортовых 12В на датчик? Тем более (по электрической схеме 2121) и проблем нет. Там идёт совершенно конкретный провод прямо на датчик. Вторым концом датчик сидит на массе. Так что мы свободны в выборе способа подключения/измерения.
george

Рег.: 08.02.2006
Тем / Сообщений: 17 / 1852
Откуда: Уфа
Возраст: 49
Авто: ВАЗ 21312 1,8 карб 1998г. сцепление 2123. Renault KAPTUR Style 2016г. МКПП6, 2,0л, 4WD

petrovich:
Мне видится, что в данном случае показания индикатора будут совсем далеки от истины, т.к. ток через него уменьшится в два раза.
Это, с какого перепуга он уменьшится. Входное сопротивление ОУ равно бесконечности и если посмотреть на цепь, то она не параллельна индикатору. Учим электротехнику.
petrovich:
Сопротивление можно "измерить" лишь косвеным способом - замерив ток или напряжение на нём.
[:RWL] [:rotate] [:RWL]

Нивовoд называет дорогой то место, где собирается проехать.
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

nick2121:
Вот я и предлагаю запитывать его не от бортовой сети, а от стабилизированного источника 5В, которым питается PIC, и эти 5В будут reference voltage.
В чём глубокий смысл подачи бортовых 12В на датчик? Тем более (по электрической схеме 2121) и проблем нет. Там идёт совершенно конкретный провод прямо на датчик. Вторым концом датчик сидит на массе. Так что мы свободны в выборе способа подключения/измерения.
Теперь понял. Со схемой 2121 не знаком. Если провод на датчик температуры идёт от +12в, тогда действительно можно перевести его на питание от стабилизированного источника. В 21213 питание на датчик температуры поступает через сопротивление индикатора, а на индикатор от +12В и поэтому, переведя эту цепь на питание от +5В, получим неверные показания индикатора.
george:
Это, с какого перепуга он уменьшится. Входное сопротивление ОУ равно бесконечности и если посмотреть на цепь, то она не параллельна индикатору.
Виноват, был не прав, поторопился. Уменьшится сопротивление всего параллельного соединения в 2 раза, а соответственно возрастёт ток, протекающий через это параллельное соединение. Соответственно, поделившись между двумя ветвями цепи, ток через цепь датчика не изменится и будет зависеть лишь от сопротивления датчика, т.е. от температуры. Тяжеловато через 17 лет после института сходу схемы читать.
Однако, всё-таки датчик включения вентилятора лучше ставить в низ радиатора.

Добавлено спустя 2 минуты 53 секунды:
george:
petrovich писал(а):
Сопротивление можно "измерить" лишь косвеным способом - замерив ток или напряжение на нём.
А в чём я здесь не прав?
george

Рег.: 08.02.2006
Тем / Сообщений: 17 / 1852
Откуда: Уфа
Возраст: 49
Авто: ВАЗ 21312 1,8 карб 1998г. сцепление 2123. Renault KAPTUR Style 2016г. МКПП6, 2,0л, 4WD

petrovich:
А в чём я здесь не прав?
С помощью мостовой схемы можно измерить любое сопротивление, при этом ни ток, ни напряжение знать не надо. Достаточно иметь эталонный магазин сопротивлений. Или откалиброванное переменное сопротивление.

Нивовoд называет дорогой то место, где собирается проехать.
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

Я пошёл простым путём.
Взял за основу вариант Алера.
Купил 8-ый вентилятор в сборе с дифлектором и установил на трёх опорах.
С низу, на тот самый кронштейн, что Алепр предлагал, предварительно его отогнул, поставил болт на М8, знаянул гайкой, получилась шпилечка. На нея и посадил нижнюю опору.
Правый борт поставаил на кронштейне (самогнутая пластина из нержавейки). Очень твёрденькая была и при условиях делания "на коленке" пришлось попотеть с расверловкой и гнутиём....
И только под верхнюю опору рассверлили кузов, под ту же М8 и постаили болт, залезая через решётку.
А электрика - стандартная, описаная Алером, только брали + не с предохранителя, а с уже готового вывода на источник, естественно, поставив плавкий предохранитель на 15А в цепь.
Работает.
Будет оказия - облагорожу верхний кронштейн и на кромку дефлектора поставлю резиновый уплотнитель.
Но пока и так работает.
Сверху.JPG
Сверху.JPG
ВИД С ВЕРХУ
Нива 4x4 / Техника Нивы / Электрика, электроника, инжектор / Дополнительные вентиляторы охлаждения